СЕТ И ГОР. ДВА БОГА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (2017 г.)

.

 

   В те далёкие времена, когда люди считали, что мир произошёл из космического яйца, а земля плоская, в древнем Египте правили потомки богов Осирис и его прекрасная жена Исида. Фараон не обременял народ высокими налогами, как властители сопредельных царств, а обучил всех земледелию, садоводству, строительству и другим наукам. Чтобы в Египте не осталось нуждающихся и каждый смог возделывать собственный удел, Осирис приказал выделять всем хлебопашцам воду и зерно, дабы те могли обрабатывать свои наделы и жить в достатке. Также своей миссией правитель считал искоренение неграмотности, и повсеместно всех желающих обучали чтению, письму, математике, астрологии и искусству служения богам.

 

   Чтобы правители не имели возможности единолично принимать судьбоносные решения, в Египте с давних времён существовала ещё одна тайная власть, должная поддерживать равновесие, заботиться о мире и благоденствии. Называлась она — Союз Девяти. Основная их цель — соблюдать баланс сил в Египте, противостоять несправедливости, а также избегать войн. Их личности вызывали много домыслов. Никто не знал имена этих девятерых мудрецов, на суд коих фараон должен выносить все важные постановления, поэтому в народе их называли Девять Неизвестных или Девятка.

 

   После того как Сет убил Осириса и стал верховным правителем, он повысил налоги, и жизнь простых египтян стала невыносимо тяжёлой.

Повзрослевший сын Осириса и Исиды, Гор, прибыв на Совет Богов, заявил о своих правах на престол. Совет занял сторону Сета, но Гор не собирался мириться с этим решением, и между ними завязалась многолетняя борьба за египетский трон.

 

Книга будет интересна читателям всех возрастных категорий, увлекающихся историей Древнего Египта. (Возрастное ограничение: 16+).

 

* Купить (Литрес>>), (Ozon>>), (Bookmate>>) и (Wildberries>>). 

 

* Аудиокнига создана при помощи разработанного Сбером сервиса SalutSpeech: (Аудиокнига онлайн>>>>).

 

* English edition (Amazon>>>).


 

© Все права на текст и изображения принадлежат автору книги Герцелю Давыдову.   

 

 

СЕТ И ГОР. ДВА БОГА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 

(первые две главы книги)

 

ПЕРВАЯ ГЛАВА

 

В те далёкие времена, когда люди считали, что мир произошёл из космического яйца, а земля плоская, в древнем Египте правили потомки богов Осирис и его прекрасная жена Исида. По рассказам жрецов, фараон был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Поэтому именно ему выпала честь унаследовать трон отца и стать пятым правителем Египта.

 

Потомки богов отличались от людей высоким ростом, физической силой, знанием наук, астрологии и мистических тайн. На протяжении веков они трепетно хранили установленный миропорядок. Осирис правил в тех краях уже несколько столетий и за это время успел снискать уважение египтян.

Фараон не обременял народ высокими налогами, как властители сопредельных царств, а обучил всех земледелию, садоводству, строительству и другим наукам. Чтобы в Египте не осталось нуждающихся и каждый смог возделывать собственный удел, Осирис приказал выделять всем хлебопашцам воду и зерно, дабы те могли обрабатывать свои наделы и жить в достатке. Также своей миссией правитель считал искоренение неграмотности, и повсеместно всех желающих обучали чтению, письму, математике, астрологии и искусству служения богам.

 

Сложности, выпавшие на время его правления, не ожесточили сердце Осириса. Даже судя своих подданных, фараон был так великодушен, что обвиняемым, совершившим лёгкий проступок, всегда выносил оправдательный приговор, поскольку считал, что каждый имеет право на второй шанс. В Египте высоко ценили человеческую жизнь и даже за серьёзные преступления никого не казнили, а отправляли возделывать засушливые участки и оазисы в Верхнем Египте. Это нужно было для того, чтобы заблудившиеся в пустыне путники смогли утолить жажду и найти ночлег. Такое наказание в этих краях считалось страшнее смерти, так как преступники лишались права ухаживать за своими наделами и жить в справедливом обществе.

 

Некоторые из военачальников и приближённых сетовали на излишнюю доброту властителя, но Осирис оставался непреклонен. Фараон и верховные жрецы утверждали, что внутри человека присутствует божественное начало, и оно обязательно поможет осознать совершённые ошибки и встать на путь истины. Люди ценили мудрость и великодушие властителя, искренно верившего, что только путём милосердия можно изменить к лучшему человека и окружающий мир.
 

За долгие годы царствования мечта Осириса о справедливом обществе не угасала ни на миг. Главным своим достижением правитель считал улучшение жизни простых граждан. Теперь каждый египтянин имел свой удел и крышу над головой, а малышей бесплатно обучали грамоте. Своих детей у Осириса и Исиды долгое время не рождалось. Это не омрачало их чувств, и властители знали, что в будущем обязательно появится на свет наследник, которому они смогут завещать египетский трон.

 

Несмотря на миролюбивый характер, фараону не раз приходилось сражаться с врагами, нападавшими на его земли. Государи соседних держав мечтали овладеть богатствами Египта и не оставляли попыток подчинить себе этот народ. Поэтому Осирису, стороннику мира, приходилось постоянно защищать свои уделы от чужеземцев.

 

У него служил верный военачальник Анубис, сопровождавший правителя во всех походах. Он был превосходным стратегом, и армия под его руководством не знала поражений. Насилие вызывало печаль в душе фараона, но благополучие и целостность Египта дороже всего. Одержав очередную победу и прибыв в Египет, Осирис решил дать пир по этому поводу.


 

* * *

 

Выбрали день, и властитель, объявив его выходным, устроил празднество. Все несказанно радовались возвращению фараона, и в храмах по всему Египту шли службы, которые затем должны перерасти в пышные гулянья.

Но для Осириса и его прекрасной жены Исиды этот праздник радостен вдвойне, поскольку супруга недавно узнала, что ожидает ребёнка, будущего наследника трона. Чтобы точно в этом убедиться, влюблённые на некоторое время оставили в тайне эту счастливую новость.

 

После утренних молитв к дворцу начали стекаться горожане, среди которых были также знать и купцы. Властитель, одетый в белые одежды, держа в руках атрибуты власти, восседал на высоком троне. Он с радостью принимал гостей, нёсших к подножью подарки в виде хлеба, плодов земных, одежд и даров Нила. Люди по всему государству праздновали возвращение правителя живым и невредимым.

После дневных гуляний в этот же вечер Осирис отправился на пир во дворец, куда пригласили знать и почётных властителей других краёв.

 

* * *

 

Праздник проходил весело. Почтить возвращение египетского правителя прибыло много гостей, среди которых оказался и его младший брат Сет. Ещё в юном возрасте он удостоился особой чести и по указанию государя стал во главе Верхнего Египта. Так Осирис хотел выразить ему уважение, сделав практически единовластным властителем тех краёв. Но, несмотря на полноту власти, Сет всё равно должен подчиняться фараону. Пустынные земли Верхнего Египта значительно уступали по размерам Нижнему, которым управлял Осирис. Сет — искусный воин, во многом превосходивший фараона, в глубине души оставался недоволен таким положением дел. В своих уделах он был строг к подданным, и это вызывало постоянные споры между ними.

 

Отличия в характерах Осириса и Сета были заметны с самого детства. Старший мягок, а младший суров. Родители наставляли братьев быть сплочёнными, поскольку понимали, что их вражда может навлечь много бед на египтян и разрушить царство. Чтобы правители не имели возможности единолично принимать судьбоносные решения, в Египте с давних времён существовала ещё одна тайная власть, должная поддерживать равновесие, заботиться о мире и благоденствии. Называлась она — Союз Девяти. Основная их цель — соблюдать баланс сил в Египте, противостоять несправедливости, а также избегать войн. Их личности вызывали много домыслов. Никто не знал имена этих девятерых мудрецов, на суд коих фараон должен выносить все важные постановления, поэтому в народе их называли Девять Неизвестных или Девятка. Одни говорили, что это представители важных септов, областей Египта, а другие утверждали, что Союз состоит из верховных жрецов, имевших огромное влияние в царстве.

 

На Совете Девяти Неизвестных заключения принимались большинством голосов, и все, включая верховного властителя, должны ему подчиняться. Никому доподлинно неизвестно, что братья входили в состав этого Союза. Несмотря на то, что Осирис и Сет, вместе с семью другими богами и составляли это тайное общество, им приходилось считаться с мнением большинства и согласовывать с Советом каждое важное решение.

Младшему брату несвойственно прислушиваться к чужому мнению, но ничего поделать Сет не мог. Подчиняясь приказам Девятки, он ещё в молодости должен был помогать Осирису, взошедшему на престол, сопровождая его в разных путешествиях.

 

Однажды тёмной ночью они плыли вниз по Нилу на восток, мимо пещеры, охраняемой огромным морским змеем по имени Апоп. Каждую ночь тот старался проглотить бога солнца Ра, следовавшего на Ладье Вечности, и только защита Осириса спасала Египет от вечного мрака. Обычно искусному воину удавалось своими силами справляться с чудовищем, решившим поглотить Солнце. Змей всякий раз отступал с пути следования Ладьи, но однажды Осирис, сражаясь с ним, оступился и упал. Апоп уже приготовился наброситься на фараона, а затем и на Ра, безучастно наблюдающего за сражением. Правитель, из рук которого выпало копьё, беспомощно лежал на дне лодки, ожидая своей участи. Он смотрел, как ужасная голова змея приближается к нему, но в последний момент Сет успел прийти на помощь и, сразившись с драконом, победил и вынудил того отступить. Осирис был благодарен ему за этот поступок и часто в узком кругу и на больших празднествах рассказывал о том случае, когда жизнь висела на волоске, и только вовремя подоспевший Сет спас его.

 

Этот пир не стал исключением, и правитель в присутствии почтенных гостей в который раз с восторгом пересказывал историю той самой ночи. Он также заявил, что до сих пор признателен брату, не испугавшемуся грозного Апопа и спасшему ему жизнь. Благодаря этому отважному поступку, сегодня он имеет возможность стоять пред столь важными гостями, и по этой причине на сегодняшнем застолье главный герой не он, а спаситель Сет. Правитель в честь возвращения попросил его и в эту ночь сопроводить Ра по реке. Когда тот ответил согласием, Осирис передал ему слово.

 

Сет завидовал власти и богатству фараона, унаследовавшего по праву старшего египетский трон. В отличие от благородного правителя, он был коварным, горделивым и жестоким. Поэтому со спутанными чувствами слушал слова благодарности властителя, с коим у него за эти годы разногласий только прибавилось. В личных беседах Сет не раз высказывал недовольство его методами правления, требовал повысить налоги, чтобы вооружить мощную армию и начать покорять соседние земли. Он грезил о мировом господстве, но ему никак не удавалось переубедить фараона, несмотря на то, что порой споры становились весьма ожесточёнными.

 

С каждым разом Сет всё настойчивее убеждал Осириса занять его сторону и встать на путь войны. В таком случае он лично был готов возглавить войско, а брат продолжал бы оставаться верховным правителем Египта. Наталкиваясь на отказы, Сет несколько раз пытался вынести свои предложения на Совет Девяти. Но, к его недовольству, Девятка подавляющим большинством принимала сторону законного властителя, и ему ничего не оставалось делать, кроме как смириться с этим. Будучи горделивым, он не желал отказываться от своих задумок, продолжая вынашивать планы покорения всего мира, и был готов ради этого на всё.

Сет понимал, что Девятка принимает сторону Осириса, поскольку тот — властитель Египта, и в глубине души не раз сожалел о том, что заступился в ту ночь за брата. Ведь позволь тогда змею убить фараона, то именно он стал бы единовластным правителем. И уже ничего не помешало бы убедить Совет начать наступление на соседние земли. Именно поэтому этим вечером душу Сета переполняли двоякие чувства. Он понимал, что несправедливо продолжает оставаться в тени брата, которого народ и прибывшие гости чествуют, как великого правителя Египта.

 

Скрыв гнев, Сет встал со стула и произнёс речь, в которой поблагодарил Осириса за тёплые слова и согласился ночью перевезти Ладью Ра через реку. Он много пил, чтобы решительно поговорить с братом о будущем Египта.

 

Поздней ночью, когда пришло время, Осирис и Сет отправились к реке. Они взобрались на Ладью Вечности, чтобы переправить по Нилу сидящего в ней Ра. Осирис очень устал от дневных празднеств, перешедших в вечерний пир, и поэтому не желал обсуждать важные темы. На обратном пути, после того как фараон, снова победив Апопа, доставил Ра в условленное место, требования опьяневшего Сета становились всё настойчивее. Из-за нежелания Осириса занять его сторону, Сет вызвал правителя на поединок. Убив владыку, он разрубил его тело на части и бросил в реку. Боясь вызвать гнев Исиды и Совета, вернувшись, он сказал, что Осирис был уставшим и, не совладав с течением, пал в борьбе со змеем. Теперь тело его покоится на дне Нила.

Исида отказывалась верить в смерть Осириса во время битвы со змеем и, найдя на дне реки разрезанное на части тело мужа, поняла, что это дело рук Сета.

 

 

ВТОРАЯ ГЛАВА

 

Исида вместе с сестрой Небетхет оплакивала смерть Осириса. Военачальник Анубис собрал части тела фараона и, забальзамировав их, спрятал в одной из пещер. Исида пообещала, что ещё вернётся за Осирисом, и забальзамированные останки убитого властителя будут лежать в специально построенном храме, как полагалось верховным правителям тех краёв.

 

Царица понимала, что Сет ни перед чем не остановится, лишит жизни каждого, кто встанет на пути к трону. Чтобы будущему ребёнку, законному наследнику престола, не угрожала опасность, она поспешила скрыться в болотистой дельте Нила. Среди зарослей папируса царица соорудила небольшое жилище подальше от людей. Там она с нетерпением ждала появления на свет законного наследника.

 

Исида, хорошо разбиравшаяся в астрологии, следила за передвижением небесных тел. Особый знак должен был возвестить о рождении потомка богов. Зимнее небо усыпано множеством звёзд, но она ждала, когда зажжётся новое, необыкновенно яркое светило, которое возвестит о появлении на свет спасителя, сына божьего. В конце первого зимнего месяца, в день рождения младенца, названного Гором, на небе появилась новая, необычайно яркая звезда. Это знак не только для Исиды, но и для мудрецов, изучавших небесные объекты во всех концах Земли. Увидев это, они поняли, что родился великий потомок богов, коего давно ждали. Чтобы высказать почтение младенцу и матери его, ориентируясь по этой яркой звезде в небе, трое старцев с дарами направились в дельту Нила. Найдя пристанище Исиды, рядом с которой в тростниковом гнезде лежал новорождённый Гор, они преподнесли дары. Мудрецы поведали царице, что проделали весь этот путь, чтобы поклониться будущему правителю Египта. Исида обрадовалась этому знамению и приходу путников, понимая, что сыну уготована великая судьба, и память о нём останется до скончания времён. Опасаясь, что об этом узнает мстительный Сет, она прислушалась к совету военачальника Анубиса и решила не покидать убежище, пока Гор не повзрослеет.

 

* * *

 

Беспокойство Исиды и Анубиса было ненапрасными. Узнав от придворных астрологов, что в небе появилась новая звезда, Сет отправил воинов во все края Египта, чтобы они убили новорождённого, но найти наследника престола так и не удалось. Эта дурная весть для Сета, который на протяжении девяти месяцев после смерти Осириса никак не мог занять египетский трон. Он убеждал Совет, что в ту самую ночь правителя убил Апоп, но они не собирались верить в это, пока не увидят бездыханное тело Осириса. Терпению Сета подходил конец, и требования признать смерть фараона и объявить его законным наследником становились всё настойчивее. Сет даже высказал Совету угрозу, что если в скором времени они не признают его верховным властителем, то он отправится в пустынные районы Верхнего Египта и откажется по ночам сопровождать бога Ра в Ладье. Это приведёт к тому, что Апоп поглотит Солнце, и над Египтом наступит беспросветная ночь, светило не взойдёт больше никогда.

 

Союз Семи, а не девяти, как принято раньше, поскольку Осирис отсутствовал, а его брат не мог принимать участие в голосовании о возведении себя на престол, посовещавшись, принял решение провозгласить Сета верховным правителем. Они понимали, что Египет не может находиться так долго без фараона, и поэтому пошли на уступки при условии, что Сет будет продолжать сражаться с Апопом и без одобрения Семёрки не начнёт наступательных войн. Союз Семи удостоил нового фараона, взошедшего на престол, двумя титулами: защитник бога солнца Ра, и владыка воинской доблести и смелости.

Возложив на себя обязательства беспрекословно подчиняться решениям Совета, Сет получил долгожданную власть над всем Египтом.

 

* * *

 

Шло время, Сет уже четыре года правил Египтом. Своими указами он поднял налоги для земледельцев, а также сделал воду платной. Правитель давно грезил о мировом господстве, и эти средства должны пойти на оснащение армии. Своими планами с Советом он делиться не спешил, утверждая, что стремится пополнить оскудевшую за время правления Осириса казну. Семёрка не стала противиться новым налогам, сохраняя нейтралитет, поскольку Сет не нарушал слова о захвате чужих земель и перевозил вниз по Нилу бога Ра, восседающего на золотом троне посреди Ладьи. Властитель был доволен решением Совета и делал всё, чтобы заручиться ещё большей поддержкой Семёрки.

 

Всё это время единовластному правлению Сета ничего не угрожало, пока внезапно не появилась Исида. Заняв на Совете место Осириса, она заявила о праве четырёхлетнего сына Гора на престол. Сет, считавший её мёртвой все эти годы, удивился встрече и, чтобы не вызвать гнева Семёрки, соблюдал хладнокровье.

Стараясь склонить Совет на свою сторону, Исида вынесла на суд Семёрки вопрос о смерти мужа. Она утверждала, что Осирис не мог погибнуть той ночью в схватке со змеем Апопом, поскольку разрубленные части его тела были разбросаны по Нилу. Чтобы подтвердить эти слова, Исида произнесла божественную клятву, к которой прибегали крайне редко, чтобы доказать истинность сказанного.

 

Сет понимал, что словам Исиды, подкреплённым клятвой, Совет обязательно поверит. Немного подумав, он во всём сознался. Пересказывая события той ночи, правитель утверждал, что между ним и Осирисом на Ладье произошёл спор, переросший в сражение, в коем он одержал верх.

Совет, прежде чем принять решение, внимательно выслушал доводы обеих сторон. Сет продолжал утверждать, что победил Осириса в честном бою и поэтому, как младший брат, является законным правителем Египта.

 

Исида убеждала Семёрку, что Сет был единственным законным наследником, пока не появился на свет Гор. И заявляла, что нужно вернуть власть над Египтом сыну Осириса.

 

Совет Семи, посовещавшись, вынес заключение, что Сет продолжит властвовать, поскольку Гор ещё совсем мал. Обязанности фараона включают в себя управление всем Египтом и сражение с Апопом, чего ребёнок пока исполнить не в состоянии. Поэтому постановили, — когда Гор достигнет двадцатичетырехлетнего возраста, минимального для занимания трона, слушания будут возобновлены. С Сета взяли слово не покушаться на жизнь Исиды и Гора и отдать им во владение два удела. Правителю пришлось смириться с решением Семёрки.

 

* * *

 

Исида уже целых двадцать лет правила переданными Советом двумя септами со столицами Джеду и Абджу. Эти плодородные земли располагались в дельте Нила и разделены между собой узкой рекой. Чтобы жизнь подданных стала такой же счастливой, как при Осирисе, она в первые дни правления отменила все повинности, наложенные Сетом. Народ был благодарен за это и с большим почтением относился к правительнице и её юному сыну.

 

Исида, чтобы выполнить данное слово, также приказала построить храм, куда перенесли из пещеры забальзамированное тело Осириса. Усыпальница правителя стала святым местом для жителей этих краёв. Жрецы проводили там ритуалы, а простые люди подносили дары и вспоминали о некогда великом и праведном фараоне.

 

Тем временем Гор, все эти годы находившийся под присмотром матери и военачальника Анубиса, вырос красивым и крепким юношей. Исида обучила сына многим наукам, грамоте, чтению звёзд и служению богам, а Анубис военному искусству. Исида мечтала, чтобы царевич, как отец, взойдя на престол, стал мудрым властителем и всегда прислушивался к мнению Совета. Но юный Гор, узнав о событиях прошлого, исполнился решимости отомстить за смерть отца, несмотря на запрет нападать на фараона. В отличие от Исиды, он был убеждён, что Семёрка и в этот раз станет на сторону Сета, и справедливости можно добиться, лишь одолев врага на поле боя.

 

Гордый юноша утверждал, что сможет победить правителя, несмотря на все рассказы Исиды о его хитрости и военном мастерстве. Анубис также отговаривал юношу от сражения, поскольку понимал, что будет сложно одолеть опытного и коварного воина, готового пойти на любую хитрость, чтобы одержать победу.

Гору пришлось уступить матери и дожидаться Совета, чтобы лишить противника власти. Когда ему исполнилось двадцать четыре года, он прибыл на Собрание и заявил о правах на престол. Исида верила, что Семёрка примет их сторону и передаст трон законному наследнику. Но, к её удивлению, Ра, возглавлявший Совет, поддержал Сета в этом споре, и Семёрка большинством голосов решил оставить во главе Египта именно его.

 

Исиде пришлось смириться с этим заключением, чтобы не потерять две земли, переданные ей во владение. Она уговаривала сына прислушаться к решению Совета, но Гор не собирался отказываться от своей затеи и вызвал Сета на бой.

 

Царевич понимал, что его ожидает непростое сражение. В свои двадцать четыре года он не особо походил на божественного потомка. Боги достигали своей физической мощи к сорока годам, и поэтому Гор был на тридцать сантиметров ниже фараона и больше походил по росту и телосложению на крепкого и высокого парня, нежели сына богов. Юноша мужественно бился и порой приближался к тому, чтобы взять верх, но опыт Сета дал о себе знать. Гору, державшему оружие в правой руке, а анх в левой, неудобен противник-левша, коим являлся Сет. К тому же опыт и мастерство владыки, приобретённые и отработанные в каждодневных сражениях с Апопом, давали о себе знать. Схватка закончилась победой Сета, и он потребовал, чтобы Гор молил о пощаде, и тогда оставит его в живых. Царевич гордо отказался, и фараон думал уже прикончить молодого наследника, но в последний момент пощадил, чтобы продемонстрировать Совету собственное милосердие. По его мнению, это должно помочь вернуть переданные Исиде уделы, а также показать, что он изменился и теперь не такой кровожадный, каким был прежде.

 

Правитель срочно созвал Семёрку, чтобы рассказать о битве. Он поведал, что Гор вызвал его на сражение, а это являлось нарушением договора, и требовал отобрать у противников оба царства. Он стремился вновь стать единовластным правителем Египта. Исида пыталась оправдать сына, объясняя его поступок стремлением отомстить за смерть отца.

 

Союз Семи не мог оставить без внимания нарушение Гором договора и частично удовлетворил просьбу Сета, передав ему во владение уделы Исиды на левом берегу. За царицей и её сыном оставили лишь правобережье, где воздвигнут храм Осирису. Верховный правитель Египта был удовлетворён возвращением под свой контроль левобережья. Заполучив его, он сразу же повысил налоги для земледельцев и ремесленников. Вода стала платной, и большая часть урожая погибала от засухи. Для жителей левого берега наступили тяжёлые времена, и чтобы избежать народных волнений, Сет назначил туда наместником жестокого Бебана. (продолжение в третьей главе)

 

Книга и отзывы на сайтах: (Литрес>>>) и (Wildberries>).

 

* Первые главы онлайн (перейти >>>)
 

 

 

.

СЕТ И ГОР. ДВА БОГА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

.